Система
охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией.
Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке
расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает повышенное (по сравнению с
атмосферным) давление в системе на горячем двигателе (за счет этого температура
кипения жидкости становится выше, уменьшаются паровые потери). Он открывается
при давлении 1,1-1,5 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении
давления в системе относительно атмосферного на 0,03-0,13 кгс/см2 (на
остывающем двигателе).
Тепловой
режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором
радиатора. Последний включается датчиком, ввернутым в левый бачок радиатора (на
двигателе ВАЗ-2110) или через реле по сигналу электронного блока управления
двигателем (на двигателях ВАЗ-2111, -2112). Контакты датчика замыкаются при
температуре 99±2°С, а размыкаются при температуре 94±2°С.
Для контроля
температуры охлаждающей жидкости в головку блока цилиндров двигателя ввернут
датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном
патрубке впрыскных двигателей (ВАЗ -2111, -2112) установлен дополнительный
датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления
двигателем.
Насос
охлаждающей жидкости -лопастной, центробежного типа, приводится от шкива
коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспределительного механизма.
Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с
пожизненным запасом пластичной смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится
винтом. На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний
-крыльчатка. К торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей
композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя
рекомендуется заменять его в сборе.
Перераспределением
потоков жидкости управляет термостат. На холодном двигателе перепускной клапан
термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует
только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.
На двигателе ВАЗ-2110 малый круг включает радиатор отопителя, впускной
коллектор, блок подогрева карбюратора и жидкостную камеру полуавтоматического
пускового устройства. На двигателях ВАЗ-2111, -2112 жидкость, кроме отопителя,
подается к блоку подогрева дроссельного узла (подогрев впускного коллектора не
предусмотрен).
При
температуре 87±2°С перепускной клапан термостата начинает перемещаться,
открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому
кругу, через радиатор. При температуре около 102°С патрубок полностью
открывается, и вся жидкость циркулирует по большому кругу. Ход основного
клапана должен составлять не менее 8 мм.
Термостат
двигателя ВАЗ-2112 имеет повышенное сопротивление байпасного клапана
(дроссельное отверстие), за счет чего увеличивается поток жидкости через
радиатор отопителя.
Охлаждающая
жидкость заливается в систему через расширительный бачок. Он изготовлен из
полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень
жидкости. Бортовая система контроля также сообщает о падении уровня жидкости,
для этого в крышке бачка предусмотрен датчик. С бачком также соединены две
пароотводные трубки: одна — от радиатора отопителя, другая — от радиатора
охлаждения двигателя.
Радиатор
состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и
двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными
охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины
штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку.
Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с
впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.
Не
рекомендуется использование воды в системе охлаждения: горячая вода вызывает
интенсивную коррозию алюминиевых деталей.