Включение и переключение передач осуществляется механическим приводом, в который
входят три штока с вилками, рычаг переключения передач, фиксаторы и замковое устройство.
Шток 17 (рис. 65) вилки включения /// и IV передач установлен в отверстиях передней и задней стенок картера коробки передач, а штоки 16 и 18 — в отверстиях задней стенки и прилива картера. На каждом штоке закреплена болтом вилка включения передач. Вилки 14 и 15 входят в пазы скользящих муфт
синхронизаторов, а вилка / — в кольцевую проточку промежуточной шестерни заднего хода.
Для удержания штока в нейтральном или включенном положении в нем выполнены гнезда, к которым поджимается пружиной 22 шарик 23 фиксатора. Штоки 15 и 17 имеют по три гнезда под шарик фиксатора: среднее служит для удержания штока в нейтральном положении, а крайние — для фиксации одной из включенной передач. Шток 18 вилки включения заднего хода имеет два гнезда: одно для фиксации штока в нейтральном положении, другое — во включенном положении передачи заднего хода. Фиксаторы
располагаются во втулках 21, запрессованных в отверстия картера, и закрываются общей крышкой 24 с уплотнительной прокладкой. Пружина 22 фиксатора заднего хода более жесткая, и для того чтобы переместить шток, требуется приложить большее усилие на рычаге переключения передач. Перемещение штоков 16 и 17 вперед ограничивается упором буртиков штоков в заднюю стенку картера, а штока 18 заднего хода — упором дистанционной втулки 26 в заднюю стенку. Ход штоков назад ограничивается упором штоков в бобышки задней крышки коробки передач. В головке каждого штока имеется паз,
в который входит нижний конец рычага 5 переключения передач.
Рис. 64. Схема работы синхронизатора
(а — нейтральное положение; б — начало включения /// передачи; в — /// передача включена): /, 2 — пружина и венец синхронизатора IV передачи; 3 — блокирующее кольцо синхронизатора IV передачи; 4, 5 — муфта синхронизатора и вилки переключения /// и IV передач; 6 — ступица муфты синхронизатора; 7, #— блокирующее кольцо и зубчатый, венец синхронизатора /// передачи; 9 — вторичный вал коробки передач; 10, II — стопорные кольца синхронизатора и его ступицы;
12— пружинная шайба; 13 — упорная шайба пружины синхронизатора
Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокировочных сухарей 19. Два крайних сухаря установлены в отверстия
задней стенки картера, а средний — в отверстии штока 17. У штоков имеются гнезда для сухарей. При включении, например, задней передачи шток 18 выдавливает из своего гнезда сухарь,
Рис. 65. Привод переключения передач:
1 — вилка включения заднего хода; 2 — пружина рычага переключения передач; 3,4 — направляющая
чашка и шаровая опора рычага; 5— рычаг переключения передач; 6—сферическая шайба; 7—пружина рычага; 8— стопорное кольцо; 9, 10, 11— запорная, резиновая и распорная втулки демпфера; 12— упорная подушка демпфера; 13 — стержень рычага; 14, 17—вилка и шток включения /// и IV передач; 15, 16 — вилка и шток включения / и // передач; 18 — шток вилки включения заднего хода; 19 — блокировочные сухари; 20 — крышка фиксаторов; 21 — втулка; 22, 23—пружины и шарик фиксатора; 24 — задняя крышка коробки передач; 25 — выключатель фонаря заднего хода; 26 — дистанционная втулка штока вилки
включения заднего хода который входит в гнездо штока 17 и одновременно через средний сухарь прижимает другой сухарь к гнезду штока 16. Таким образом, штоки 16 и 17 будут зафиксированы в нейтральном положении. Аналогично происходит запирание двух других штоков при включении любой передачи.
Рычаг 5 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к поверхности шаровой опоры 4 пружиной 7. Сверху к этой опоре той же пружиной прижимается сферическая шайба 6.
От проворачивания рычаг переключения передач удерживается штифтом, который заходит в отверстие опоры. В нейтральном положении нижний конец рычага расположен в пазу головки штока 17 включения /// и IV передач и удерживается в этом положении пружиной 2. Перемещение нижнего конца рычага
при включении / или // передачи ограничивается болтом, ввернутым в картер коробки передач.
Для включения заднего хода необходимо нажать на рычаг вниз, чтобы сжать пружину 7. При этом выступ рычага опустится ниже направляющей чашки 3, и можно будет переместить рычаг переключения передач вправо и назад. Шток 18, перемещаясь, отойдет от штока выключателя 25 фонарей заднего хода и загорятся лампы задних фонарей.
Для облегчения снятия и установки коробки передач рычаг переключения передач выполнен разъемным: на рычаг 5 надевается стержень 13. Они соединяются через демпфер, состоящий
из резиновой упорной подушки 12, двух упругих втулок 10, распорной втулки // и пластмассовой запорной втулки 9. Детали демпфера поглощают вибрацию рычага и обеспечивают более мягкое включение передач