Комбинация
приборов объединяет контрольные приборы: спидометр (со счетчиком суточного и
общего пробега), тахометр, указатели температуры охлаждающей жидкости, уровня
топлива и контрольные лампы. Контрольные лампы со светофильтром красного цвета
запрещают дальнейшее движение.
На части автомобилей может устанавливаться электронная комбинация приборов. Она
отличается лишь системой управления и принципом действия приборов (стрелки
спидометра и тахометра приводятся шаговыми электродвигателями, при отключении
аккумулятора обнуляется суточный пробег автомобиля и т.п.). В электронной комбинации
приборов допускается лишь замена ламп, при прочих неисправностях комбинацию
приборов заменяют целиком.
Блок индикации бортовой системы контроля
Блок
индикации установлен в консоли панели приборов и выдает звуковую и световую
сигнализацию об открытых дверях автомобиля, непристегнутых ремнях безопасности,
неисправности ламп наружного освещения или их цепей, износе передних тормозных
колодок, недостаточном уровне: масла в двигателе, охлаждающей жидкости,
омывающей жидкости. Блок также включает и выключает (с задержкой) освещение
салона при открывании любой двери.
Блок выключен, когда в замке зажигания нет ключа. Как только ключ вставлен (но
еще не повернут), блок реагирует на открывание водительской двери прерывистым
звуковым сигналом (зуммером) в течение 8±2 с, что означает забытый ключ в замке
зажигания. Сигнал отключается, если закрыть дверь, или вынуть ключ, или
повернуть его из положения О. После поворота ключа в положение Зажигание блок
переходит в режим тестирования. При этом включаются все световые индикаторы и
зуммер, чтобы водитель мог убедиться в их исправности. Одновременно принимаются
сигналы от датчиков уровней (охлаждающей, омывающей жидкости и масла в
двигателе).
Если какой-либо датчик показывает недостаточный уровень, по окончании
тестирования начинает мигать соответствующий индикатор и звучит зуммер в
течение 8±2 с. После этого индикатор горит постоянно до поворота ключа
зажигания в положение О. После запуска двигателя опрос датчиков уровней не
производится. Обрабатываются только сигналы от датчика износа тормозных
колодок, реле контроля исправности ламп (стояночных огней и стоп-сигнала) и
концевых выключателей дверей. При возникновении неисправности Износ тормозных
колодок, Перегорание лампы или Незакрытая дверь звучит зуммер и мигает
соответствующий световой индикатор. Через 8±2 с он загорается ровным светом и
зуммер выключается. После закрывания двери индикатор гаснет, при других
неисправностях — продолжает гореть до поворота ключа в положение О.
Датчик уровня охлаждающей (и омывающей) жидкости состоит из пластмассовой,
запаянной снизу трубки с герконом внутри и поплавка с магнитом, надетого на
трубку. Датчик уровня масла — с латунной трубкой. Как только геркон попадает в
магнитное поле, его контакты замыкаются. Датчики уровня охлаждающей и омывающей
жидкостей имеют двухконтактную колодку, датчик уровня масла — одноконтактную
(второй контакт — масса автомобиля).
Датчик износа тормозных колодок устанавливается в специальное отверстие в
колодке переднего тормоза и соединяется с проводкой автомобиля одноклеммным
разъемом. Датчики продаются в комплекте с колодками, при их замене датчик
устанавливают на внутреннюю колодку.
Маршрутный компьютер
На части
автомобилей вместо часов на панели приборов может устанавливаться маршрутный
компьютер, показывающий время с начала поездки, расход топлива, среднюю скорость
движения, ориентировочный пробег на остатке топлива, температуру воздуха
снаружи автомобиля. Кроме того, он может выполнять функции часов с будильником.