Крупные нефтяные компании
угрожают России дефицитом топлива из-за попыток властей снизить цены,
мелкие продавцы топлива пеняют на крупных, а эксперты говорят, что
дефицит будет, но виновных найти, как всегда, невозможно.
В конце
июня Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разослала крупнейшим
российским нефтяным компаниям письмо с требованием снизить оптовые цены
на нефтепродукты, в частности, бензин. «Роснефть» в ответном письме
службе указала возможные негативные последствия такого шага. Так, в
компании полагают, что «это может привести к ажиотажному спросу,
раскачиванию рынка закупок и, с большой вероятностью, исчезновению
бензина с рынка».
В «Роснефти» считают, что такой чрезмерный
покупательский интерес к подешевевшему топливу может возникнуть со
стороны независимых продавцов бензина. «На рынке нефтепродуктов ВИНКи
(вертикально-интегрированные компании) занимают только 40%. 60% розницы
приходится на независимые АЗС. В случае снижения цен они могут начать
скупать имеющиеся объемы и продавать их за рубеж», - пояснил источник в
компании. В то же время он оговорился, что такой вариант развития
событий возможен лишь при снятии ограничений по вывозу нефтепродуктов из
страны.
В компании настаивают на том, что «единственной мерой
стабилизации рынка в сложившейся ситуации является стимулирование
насыщения отечественного рынка топливом». Это можно сделать
исключительно за счет продления срока обращения на внутреннем рынке
топлива класса Евро-2, утверждают в «Роснефти».
В свою очередь
независимые продавцы топлива указывают на то, что причиной дефицита
топлива служит нежелание крупных нефтяников модернизировать свои
устаревшие нефтеперерабатывающие заводы. Наличие у некоторых компаний
серьезных проблем с модернизацией перерабатывающих мощностей недавно
отмечал и министр энергетики Сергей Шматко.
«Сами независимые АЗС
испытывают сложности с доступом к нефтепродуктам. Они вынуждены
покупать по высоким ценам те небольшие объемы, которые остаются после
того, как собственные сбыты корпораций закупят топливо для себя», -
сетует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.
Главного
виновника в возникновении дефицита, который действительно может быть
отмечен уже в ближайшие два месяца, на которые традиционно приходится
сезооный пик потребления, не найти, считает ведущий специалист
департамента рыночных исследований «ИФД КапиталЪ» Виталий Крюков.
«Предостережение о нехватке топлива по причине снижения цен появилось
неслучайно. Те, кто не успел перейти на Евро‑3, теперь хотят убедить
правительство, что необходимо поменять техрегламент и вернуть на рынок
топливо класса Евро‑2. Но если ограничить цены на топливо, то
действительно появляется повод скупить по дешевке и продать на экспорт, и
в конечном счете действительно возникнет дефицит», - отмечает эксперт.